Основы профильного обучения в современной школе
Профильное обучение – это личностно-ориентированный учебный процесс, при котором в программе преобладают предметы, отвечающие профессиональным интересам и планам ребёнка.
Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения.
Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.
Согласно классическим представлениям, в учебный план профильного обучения, помимо общеобразовательных, должны быть включены:
- основной профильный предмет,
- дополнительный профильный предмет,
- прикладной профильный предмет.
В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание образования в профильных классах должно формироваться из учебных предметов трех типов:
- базовые общеобразовательные (непрофильные), профильные общеобразовательные,
- элективные.
Цели профильного обучения:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Содержание профильного обучения, внедряемого на старшей ступени школьного образования, образовано тремя составляющими: базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы, элективные курсы.
Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные – на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
Базовые общеобразовательные предметы – предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих предметов должен быть функционально полным, но минимальным. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов:
- математика,
- история,
- русский,
- иностранные языки,
- физическая культура,
- интегрированные курсы.